Для достаточного финансирования ОАО «РЖД» нужен регуляторный контракт

В конце прошлого года ОАО «РЖД» анонсировало планы по размещению в этом году рублевых облигаций на сумму 70 млрд. рублей и евробондов на 1 млрд. долларов, что в общей сумме составит порядка 100 млрд. рублей.

Кроме того, если учесть, что необходимо увеличивать объем инвестиционной программы для развития железнодорожного транспорта, в ближайшие несколько лет компания планирует занимать по 100 млрд. рублей ежегодно.

В последнее время компания использует разные источники, чтобы привлечь кредитные ресурсы. С 2003 по 2010 год вырос объем долгосрочных обязательств с 46 до 496 млрд. рублей. За эти семь лет увеличился и объем краткосрочных обязательств с 201 до 460 млрд. рублей, выросла стоимость активов компании с 975 до 2753 млрд. рублей.

Если учитывать, что отношение активов к обязательствам не всегда объективно, поскольку зависит от оценки стоимости активов, то нужно сравнить рост долгосрочных обязательств с основными финансовыми показателями компании. С 2003 по 2010 год чистая прибыль увеличилась почти в шесть раз. Почти в 2,5 раза увеличился акционерный капитал.

Для того, чтобы оценить способность компании приносить прибыль, значимым может быть показатель потока свободной наличности (Free Cash Flow).

Из этой информации можно сделать следующий вывод – увеличение долгосрочных обязательств ОАО «РЖД» сильно опережает рост компании и ее основных финансовых показателей. И в таких условиях эта крупная компания не обойдется без заемных средств, благодаря которым будет возможность реализовать инвестиционные проекты.

Самым прогрессивным для РЖД может быть регуляторный контракт, поскольку он позволит обеспечить интересы государства, ОАО «РЖД» и пользователей услуг транспорта железной дороги.