РЖД хочет штрафовать «зайцев» самостоятельно

Российские железные дороги планируют вернуть себе право взимать штрафы за проезд без билета в пригородных поездах. Это увеличило бы выручку компании на 4 млрд. рублей в год. На сегодня согласно Административному кодексу штрафовать безбилетных пассажиров может лишь полиция. Данный порядок существует с 2003 года – именно с тех пор, как свое существование прекратило Министерство путей сообщения. А РЖД имеет право только взымать сбор за оформление билета.

Согласно статистике, в поездах пригородного сообщения порядка четверти пассажиров путешествуют без билетов. В результате чего пригородные перевозочные компании каждый год недополучают миллиарды рублей, что усугубляет проблему убыточности пригородного комплекса. Убытки у перевозочных пригородных компаний появляются из-за разницы между экономически обоснованным тарифом, позволяющим организовать перевозку с минимальной рентабельностью, и реальным тарифом, который во многих случаях гораздо ниже этого.

В прошлом году убытки в пригородном сегменте составили порядка 9 млрд. рублей, а за первое полугодие текущего года уже имеется убыток в 4,6 млрд. рублей. В дальнейшем убытки будут расти.

В связи с такой ситуацией, РЖД приняло решение сократить сотни маршрутов по всей стране, начиная с сентября месяца. На такой шаг компания пошла вынужденно, так как речь идет об угрозе ликвидации пригородных операторов из-за недостаточной компенсации убытков со стороны регионов. Согласно данным компании только за первое полугодие текущего года регионы должны операторам порядка 5 млрд. рублей. При этом весь долг составляет порядка 30 млрд. рублей. Из-за убытков операторы не имеют средств ни на запчасти для электропоездов, ни на зарплату сотрудникам.