Дотации государства

Предоставление монопольной компании-перевозчику государственных дотаций – вопрос достаточно спорный, и поэтому малоизученный. Система государственных дотаций обеспечивает многие факторы совершенствования парка, и оказывает сильнейшее влияние на устройство открытого акционерного общества. Почему государство предоставляет дотации коммерческой компании и на что они идут – ниже.

Дотации

Для начала стоит обратить внимание читателей, что дотации государства – это не просто предоставляемые средства. Это пособие безвозвратного типа из бюджета, но предназначено оно лишь для покрытия убытков и повышенных издержек, а предоставляется по факту трат. Поэтому дотации нельзя получить без предоставления финансовой отчетности, и выдают их для покрытия лишь необходимых с государственной точки зрения убытков.

Прибыль и социальный заказ

Большую часть прибыли приносит РЖД грузовое железнодорожное сообщение. Перевозки, осуществляемые между двумя собственниками это личное дело ОАО «РЖД» и не касаются государства. Поэтому ни о каких государственных дотациях на это не может идти и речи. Данный факт определила реформа РЖД, отдавшая на откуп собственников самостоятельное решение всех возникающих у них вопросов. При этом государственных дотаций на перевозки грузов не получают ни в каком виде транспорта, и для всех установлен регулируемый государством тариф. Правда, для автомобильного транспорта он выглядит слегка причудливо, а вот тариф для железнодорожных перевозок достаточно прост и понятен. Этот тариф и является основным источником доходов для компании-перевозчика. Такое положение дел устраивает как автоперевозчиков, так и железнодорожные компании. Государство принимает участие разве что в обслуживании инфраструктуры, порой компенсируя траты на строительство или восстановление необходимых транспортных объектов.

Основная сумма дотаций уходит на пассажирские перевозки. И тут опять же, положение РЖД не слишком выделяется, за исключением более простой структуры предоставления средств. Регулярные пассажирские перевозки обеспечиваются государством во всех видах транспорта, и предоставляет дотации из почти всех бюджетов, вне зависимости от их объема. Причина такой государственной щедрости в государственном заказе – в регулярных пассажирских перевозках заинтересован не столько перевозчик, сколько сама власть. Поэтому бюджет будет компенсировать многие средства, в том числе и за предоставляемые им льготы, делающие стоимость перевозки нерентабельной.