Финансирование пригородных железнодорожных перевозок

Пригородные железнодорожные перевозки занимают особое место на транспортном рынке и имеют высокое социально-экономическое значение в жизни общества, так как они организовывают транспортную подвижность населения. Ежегодно в пригородном сообщении перевозится около 1,2 млрд. пассажиров.

Пригородные железнодорожные перевозки играют немаловажную роль в экономике страны, способствуя развитию рынка труда и активной застройке отдаленных районов, а также развивают зоны экономической эффективности.

ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») осуществляет пригородные перевозки в 73 субъектах Российской Федерации. Железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении отличаются внутрисетевой и территориальной неоднородностью по всем показателям: протяженности маршрута, графику движения, используемому подвижному составу, населенности вагонов, тарифной политике, количеству и структуре льготных категорий пассажиров.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) услуги пригородного сообщения широко востребованы почти во всех регионах России, и, в первую очередь - в тех субъектах, где наблюдается высокий уровень маятниковой миграции.

Механизм взаимодействия пригородных пассажирских компаний с ОАО «РЖД» не дает возможности правильно использовать существующие ресурсы пригородного комплекса. Это приводит к растущим затратам и увеличению разницы между недополученными доходами перевозчиков и предусмотренными им компенсациями.

Обеспечение высокого качества перевозок пассажиров – главная задача железнодорожного транспорта.

В парке ОАО «РЖД» около 15350 пассажирских вагонов пригородных поездов. В основном, это мотор-вагонный подвижной состав (МВПС), произведенный вагоностроительным заводом в 1962-1992 гг. в Риге, а также капитально отремонтированные поезда, и продукция российских предприятий, выпущенная сравнительно недавно. Износ подвижного состава, используемого в пригородном сообщении, достигает 70-75%, свыше нормативного срока службы (а это 28 лет) эксплуатируется 33% вагонов.

До сих пор не решена проблема компенсации убытков от пригородных железнодорожных перевозок в России. В прошлом году общий объем убытков пригородных компаний составил 15 млрд. рублей, регионы возместили только 8,7 млрд. рублей. Эффективное решение вопроса пригородных перевозок возможно за счет принятия закона "Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации". Этот закон будет устанавливать понятную систему взаимоотношений государства и перевозчика, а также его бюджетное обеспечение при осуществлении пригородных перевозок.

Большинство регионов не берет на себя ответственность за организацию перевозок и не заключает с пригородными компаниями долгосрочные контракты на организацию транспортного обслуживания населения. Всего лишь 10 регионов полностью выполняют свои обязательства по возмещению выпадающих доходов перевозчиков, в то время как 22 из 73 субъектов РФ в 2014 г. компенсировали не более 50% выпадающих доходов ППК.