Краткий исторический очерк о Северной железной дороге

Подразделение РЖД «Северная железная дорога» объединяет железнодорожные пути северной и северо-восточной части Российской федерации, именно к ней относятся железные дороги на Полярном Урале, а также пути в северной части бассейна Оби. Руководство филиалом РЖД и северными железными дорогами осуществляется из Ярославля.

История основания

До появления железнодорожных путей в данном направлении долгое время существовал тракт для гужевого транспорта, связывающий столицу с Архангельском и другими северными губерниями. Появилась дорога на север еще во времена Ивана Грозного, так что тракт официально считался одним из древнейших в Российской Империи. После индустриальной революции, когда страна начала активное освоение железнодорожного транспорта, направление на север стало приоритетным – большой объем сырьевых перевозок можно было существенно удешевить благодаря паровозам. Датой основания нынешнего филиала РЖД можно назвать 29 мая 1859 г. Именно тогда появилось первое общество, поставившее своей целью организовать строительство железнодорожных путей до Сергиева Посада. Примечательным также является факт, что строительство дороги в северном направлении стало первым проектом в области ж/д транспорта, начатым без привлечения иностранных инвестиций. На строительство первого участка дороги потребовалось три года.

Строительство путей

Уже спустя пять лет стало очевидно – длины путей недостаточно, и правительство приняло решение продлить современную трассу до Переславля. В 1870 году по ней зашел в город первый паровоз. В таком виде дорога существовала довольно долго, и лишь в начале XX века была перестроена с узкоколейки на широкую колею. Во время Первой мировой войны власти активно использовали транспорт для подвоза продовольствия к войскам.

В 1936 году уже советские власти приняли решение разделить железную дорогу на Ярославскую и Северную. Последняя во время Второй Мировой войны использовалась для эвакуации и для транспортировки войск. Несмотря на военное положение, велось строительство, и активно сдавались в эксплуатацию новые участки дороги. В единую транспортную сеть дорога была объединена в 1953 году, а в конце десятилетия к ней присоединили и Печорский путь. Сегодня длина дороги составляет почти 6000 километров. На нее приходится четверть лесных перевозок России, по дороге активно транспортируют каменный уголь, металлы, строительные материалы, удобрения, бумага. Активно ходят поезда дальнего следования, общий объем пассажироперевозок составляет около 8 миллионов человек каждый год.