Кавказские железнодорожные пути и их вклад в модернизацию России

Согласно приказу правительства от 1864 года, строительство наиболее важного участка кавказских железнодорожных путей по маршруту Поти – Тбилиси было завершено в 1872 году. В 1883 году данный маршрут был продлен до станции Баку. Этот регион, как быстро развивающийся производитель нефти, нужен был для поддержки развития российской промышленности. С 1885 года поезда начали ходить по маршруту Баку – Тбилиси – Батуми.

Для нефтяной промышленности Баку путь, проложенный из Каспийского моря в Черное, имел большое значение путь, поскольку давал возможность попасть в различные страны мира. Ключевое, стратегически важное значение данного региона подтверждает тот факт, что при советской власти в 1920-е годы здесь довольно быстрыми темпами шёл процесс электрификации, как самого Баку, так и прилегающих к нему районов. В одном из снятых в то время грузинском фильме «Древо жизни» железные дороги показаны, как зеркало, социального движения. Его сюжет повествует о развитии провинции, ставшем возможным благодаря появлению железной дороги. Кстати, весьма интересно, что в железнодорожной компании работали такие известные люди Грузии, как поэт Терентий Гранели и художник Нико Пиросмани.

С технической точки зрения следует заметить, что ж/д пути в России имеют большую, чем принятая в мире ширину колеи. Об этом ещё в 1866 году написала газета Times, высказав предположение о том, что такое несоответствие продиктовано соображениями безопасности. Что было не совсем верно, так как данная норма была установлена с самого начала создания железнодорожного транспорта на территории Российской Федерации, то есть ещё до введения каких-либо стандартов. Тем не менее, Вествуд полагал, что использование в СССР более широкой колеи не только препятствовало движению в зарубежные страны, но и мешало проникать иностранным врагам.

Данный момент, фактически, транспортной ж/д отчужденности некоторое время муссировался в западной прессе. Однако, это никак не мешало расти и расширяться сети путей железнодорожного сообщения на территории России и других республик Советского Союза. О чём, кстати говоря, наглядно свидетельствует тот факт, что кавказские железнодорожные пути были протянуты до Баку и дальше. Этот процесс стал затухать только лишь с распадом СССР, причём, в основном, из-за разжигания на территории его бывших республик межэтнических конфликтов. В некоторых случаях, противостояния возникали из-за самих железных дорог, являющихся частью стратегической инфраструктуры, во время военных действий они нередко становились мишенью.