Строительство Транссибирской железной дороги

Сейчас Транссибирская железная дорога, ранее именовавшаяся Великим Сибирским магистральным путём, превосходит все железнодорожные коммуникации на земном шаре. Её строительство велось с 1891 вплоть до 1916 года, т.е. почти четверть столетия. Железная дорога протяженностью более 10 тысяч км связывает Москву с Владивостоком. Начальный пункт её следования – Москва, а конечный пункт – Владивосток, при этом, поезда курсируют в двух направлениях.

Сооружение железной дороги

Все работы выполнялись вручную. Для этого использовались такие примитивные орудия труда, как топор, лопата, кайло, тачка и пила. Каждый год, невзирая на все неурядицы и проблемы, удавалось прокладывать где-то по 500-600 км магистрали. Рабочим и инженерам-строителям приходилось ежедневно изнурительно бороться с силами природы, дабы в кратчайшие сроки соорудить Великий Сибирский магистральный путь.

К началу 90-ых годов оказались почти завершенными: Забайкальский, Среднесибирский и Южно-Уссурийский участки. С наступлением 1891 года в феврале месяце Комитет министров решил начать работы по возведению целостной Великой Сибирской магистрали. Её планировали строить в три этапа: 1-й этап – Западно-Сибирская дорога, 2-й этап – Забайкальская дорога (от Сретенска до Мысовой), 3-й этап – Кругобайкальская дорога (от Хабаровска до Иркутска).

Строительство Транссибирской железной дороги началось одновременно с 2-х точек. В 1898 г. была проложена Западная ветка, доходящая до Иркутска. Затем пассажирам нужно было на пароме по озеру Байкал преодолеть 65 км. Паром был изготовлен под заказ в Англии, его вес составлял 4267 т. После того, как рельсы были проложены по южному побережью Байкала, его использование перестало быть актуальным.

Трудности при строительстве магистрали

Транссибирская магистраль сооружалась в трудных климатических условиях, в непроходимой тайге, по безлюдной и малозаселенной местности. Эта железная дорога пересекала регионы вечной мерзлоты, а также выраженной, повышенной заболоченности, могучие реки и многочисленные озера Сибири. При строительстве Транссибирской железной дороги очень непростым оказался участок, расположенный вокруг Байкала. Для прокладки магистрали в этом месте необходимо было не только взрывать скалы, но и возводить искусственные сооружения. Суровая природа явно и постоянно мешала строителям. В летнее время здесь случалось до 10, а то и 12 сильных приливов, а зимой никак не радовала температура воздуха, понижающаяся иногда до минус 50°С. Безусловно, люди, при этом, могли согреваться лишь в палатках, поэтому довольно часто хворали.

В середине 50-ых годов от Абакана и до самого Комсомольска-на-Амуре параллельно главной магистрали проложили новую ветку на востоке страны. Данная линия из-за стратегических соображений проходила значительно севернее на довольно большом расстоянии от китайского кордона.