Проблема «зацепинга» на электричках

Большую угрозу транспортной (и своей собственной) безопасности сегодня представляют всевозможные экстремалы. «Граффитисты» могут сорвать стоп-кран, чтобы нанести на стены поезда свои рисунки. «Зацеперы» и «руферы» беспрепятственно цепляются за поезда и катаются на крышах. Мало того, появились еще и «антизацеперы», которые ловят зацеперов и бьют их.

По статистике смертельного травматизма на транспорте в ЦФО за первые шесть месяцев 2015 года погибли 556 человек, еще 257 получили серьезные травмы, чреватые инвалидностью. Из числа погибших: зацеперов — 16, руферов — 6, половина из них — несовершеннолетние. В эту статистику еще не попали, например, два случая, когда два зацепера в разных местах сгорели заживо, прикоснувшись к электропроводам…

Нижний возрастной порог зацеперства — 10 лет. И это наводит на мысль о безответственности родителей: почему их дети в вечернее время находятся на железнодорожных путях?!

Развитие «зацепинга» (он же «электричкинг») идет через соцсети, именно оттуда дети и подростки узнают о смертельно опасных развлечениях и сами втягиваются в них. Там существуют закрытые группы, где координируются «мобы» (коллективные акции) зацеперов, иногда доходит даже до соревнований между группами — кто «безбашеннее»…

Гражданский активист, основатель движения «СтопХам» и член ОП Дмитрий Чугунов предложил бороться с зацеперами их же оружием — вести пропаганду в соцсетях, координироваться через них и приложения вроде WhatsApp, собирать группы инициативных мужчин, чтобы каждая из групп следила за порядком в одной электричке и т.д.

Адвокат, кандидат юридических наук Константин Андреев заметил, что Роскомнадзор напрасно не обращает должного внимания на сайты, пропагандирующие зацеперство и другие подобные экстремальные занятия. Если эту пропаганду приравнять к призывам к совершению самоубийства, такие сайты можно будет блокировать.

«До 80-х годов прошлого века поездная бригада состояла из трех человек, один из которых находился в хвостовом вагоне, — говорит Кирилл Янков. — Пока кондуктор хвостового вагона не нажимал кнопку, машинист не закрывал двери. Эту практику нужно восстановить, тогда у нас не будет половины зацеперов, и случаев прищемления пассажиров дверьми станет существенно меньше».

В целях борьбы с «зацепингом» Сергей Вазюлин считает необходимым проведение профилактической работы в образовательных учреждениях. Действенным способом укрепления порядка могло бы стать и оснащение вагонов камерами видеонаблюдения. Камера меняет поведение человека, дисциплинирует его, а в случае совершения преступлений облегчает работу следственных органов.

Также, по мнению Вазюлина, необходимо увеличить штрафы за правонарушения на транспорте. Сейчас зацеперу грозит штраф всего в 100 рублей. Для сравнения: в Германии за такие фокусы можно выложить до 50 000 евро. Ну а если бы за единичный случай «зацепинга» можно было схлопотать 15 суток административного ареста, а за повтор — уже уголовное наказание, пылу у сорвиголов точно поубавилось бы.