РЖД ждут убытка в 2016-2020 гг. при отсутствии ежегодных субсидий

РЖД прогнозирует значительный чистый убыток в 2016-2020 годах без государственных субсидий в размере 75-100 млрд руб. ежегодно.

На что должны пойти 460 млрд руб. субсидий, РЖД и представитель монополии не раскрывают. В предыдущем варианте документа монополия отмечала, что субсидии (516 млрд руб. на 2014-2020 гг.) нужны ей на капитальный ремонт путей. По оценкам компании, в 2016 г. чистый убыток составил 77 млрд руб. без 75 млрд руб. субсидий, в 2017 г. - 74 млрд руб. без 85 млрд руб., в 2018 млрд руб. - 64 млрд руб. без 100 млрд руб., в 2019 г. - 63 млрд руб. без 100 млрд руб. и в 2020 г. - 60 млрд руб. без 100 млрд руб. ассигнований.

Все это обернется невыполнением ковенантов по кредитам, ухудшением кредитных рейтингов, сокращением налоговых поступлений, кардинальным снижением инвестиций, перечисляют в РЖД. В свою очередь, ухудшится состояние инфраструктуры и локомотивного хозяйства, будут ограничены возможности по удовлетворению спроса на перевозки. Впрочем, расчетные выручка и расходы монополии к 2020 г. (по сравнению с 2015 г.) даже при отсутствии государственной поддержки вырастут на 33%, до 2 трлн руб. и на 36%, до 1,98 трлн руб., соответственно, отмечает издание.

В 2013-2014 гг. из-за необходимости сокращать расходы РЖД снизили финансирование ремонта инфраструктуры на 55,2 млрд руб., говорится в стратегии. В ноябре 2014 г. президент компании Владимир Якунин заявлял, что монополия "нашла 20 млрд руб." из своих резервов - на капитальный ремонт в 2015 г. (еще 30 млрд руб. компания получила из бюджета в виде субсидий).

Министерство экономического развития РФ при этом в своих материалах отмечает, что состояние инфраструктуры РЖД ухудшается вне зависимости от объемов государственной поддержки и уровня тарифов. По данным ведомства, к 2017 г. протяженность путей с истекшим сроком службы вырастет почти на 9% - до 25 тыс. км.

Монополия в своей стратегии указывает, что государство уже предоставляло субсидии "на поддержание операционной деятельности": в 2010 г. - 54,2 млрд руб., в 2013 г. - 23,7 млрд руб. и в 2014 г. - 26,7 млрд руб. Этого компании было недостаточно, но дефицит средств она покрывала за счет продажи "дочек" и дивидендов от них. Сейчас возможности покрыть дефицит средств из этих источников у РЖД нет.

Прежде чем принимать решения о субсидиях компании, правительству нужно проанализировать расходы монополии, полагает сотрудник одного из грузоотправителей. Например, непонятна целесообразность закупок локомотивов (до конца 2020 г. монополия направит на это 497 млрд руб., говорится в стратегии). В то же время генеральный директор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров предлагает РЖД сэкономить затраты на персонал, который занимается обслуживанием грузовых перевозок, за счет автоматизации процессов обслуживания вагонов - по его подсчетам, до 45% от всех затрат приходится на зарплату персонала.